ТЕКСТ ЭКСКУРСИИ
"Д.САВА И ОКРЕСТНОСТИ: ТАЙНЫ И ЗАГАДКИ КРАСНОЙ ЦЕРКВИ"
Деревня Сава
Названия д. Сава происходит от имени первопоселенца, который назывался Сава или Саватий. Такая версия была закреплена в конца 80-ых годов решением топонимической комиссии при Совете министров Белорусской Советской Социалистической Республики.
Наша экскурсия по деревне начинается на юго-восточной окраине деревни за мостом через реку Проня. С правой стороны от моста, когда смотреть в сторону Горок, находится поле. Сейчас оно распахано и используется в сельском хозяйстве. А еще до войны на этом месте располагалось здание Савской семилетней школы. С тех пор это место в народе называется Сколище. История этого здания такова. До 1900 года здесь находился приют для бездомных. Само здание принадлежало Савскому волостному управлению. Если возникла необходимость в помещении для церковно-приходской школы, которую открывали в деревне, вспомнили об этом здании. Приют закрыли, бездомных, кто здесь жил, разогнали, само здание отремонтировали и открыли школу. Сначала было два класса. Если, уже при советской власти, открывали семилетнюю школу, то здание расширили, добавили еще пристройки. В самом начале войны, при отступлении советских войск в здание школы попал снаряд, и оно было разрушено. После войны школу на старом месте не восстанавливали, а построили новую в центре деревни. Но память о том, что когда-то здесь была школа, сохранилась. Так и называют это место Школище.
Мы шагаем дальше и переходим по мосту реку Проня. Река дважды пересекает деревню, вот тут у нее юго-восточной окраине, и еще раз – в западной ее части. Бетонный мост был построен в начале семидесятых годов прошлого века, во время строительства шоссейных дорог Горки-Орша. С тех пор он несколько раз ремонтировался.
Считается, что происхождение названия реки Проня имеет два варианта. Первый – это название связано с чешским словом ргопу – «быстрый». Далее, возможно, эволюцию: Проня - Пренай - Пьрена - балтское Piren. Это название соотносится с названиями рек Перенка, Перинка, Перянка, которые расположены в бассейне реки Сож вблизи Прони.
С рекой Проня связаны легенды и предания. Одну из этих легенд мы сейчас приведем. Называется она «Круги», а рассказала нам ее Шумякова Агафья Ефимовна.
«Давно это было. Река наша Проня была большая и полноводная. Огромные водовороты были на ней, и жили в них русалки. К самой речки подступал вековой лес. В купальскую ночь к водовороту сходилась молодежь. Девушки гадали, плели венки и пускали их по воде. А ребята жгли костер и прыгали через огонь.
Василиса тоже бросила свой венок в реку. Он постоял на месте и стал тонуть. Испугалась Василиса и бросилась бежать в лес. За ней побежал и Змитрок, он давно любил девушку. Никто не обратил внимания, что их давно нет. Вся молодежь разошлась по дворам. А Змитрок и Василиса плутали по лесу до самого утра. Пришли домой только на следующий день. Напуганные, они ничего не могли рассказать, а только шептали: «Круги, круги ...»
Это их нечистая сила и русалки водили всю ночь кругами. С тех пор и называют так место кругами».
А мы упорно шагаем дальше. С правой стороны мы видим достаточно большую ровную площадку. Сейчас она распахана, но еще относительно недавно в 70-ых годах прошлого века здесь находился приятный пункт Горецкого льнозавода. Стояли здесь огромные сооружения для просушки льна. Эти конструкции назывались шаха. А место, которое мы проходим и теперь называют Шахой, в память об этом.
Следующее место нашего остановки небольшой сквер почти в центре деревни. Он засажен вековыми липами. Это место так и называют — Липки. Если внимательно присмотреться, то между липами можно заметить канавы, будто остатки фундамента. Это действительно остатки фундамента церкви, которая была в деревне до 1938 года. Как вспоминали старожилы, церковь была небольшой и деревянной. В 1938 году по приказу властей ее закрыли, все иконы и украшения увезли в Горки, а церковь разрушили. Чтобы место не пустовало, люди засадили его липами. Они как свидетели и охранники берегут намоленное место.
И каждый год, в день, когда разрушали церковь, одна из лип загорается и горит, как укор людям. А остальные липы молча стоять и плачут.
Сейчас мы подходим к месту, где находится памятник жителям Савской сельсовета, погибшим в Великой Отечественной войне. Памятник находится в небольшом сквере и представляет собой композицию, состоящую из фигуры матери, что склонилась над телом погибшего сына. За центральной фигурой памятника находятся постаменты, на которых выбиты фамилии всех жителей Савской сельсовета, которые не вернулись с полей Великой Отечественной войны.
Мы у памятника жителям Савского сельского совета, погибшим в Великой Отечественной войне. Памятник был установлен в 1976 году, в 1996 году он был реконструирован. На этом месте в деревне происходят торжества: проходят митинги, школьников принимают в пионеры.
Если от памятника посмотреть на запад, то за Проней мы увидим большое поле, которое располагается между лесом и рекой. Это место в деревне называют Летчиково поле. Как вспоминали старожилы, в самом начале Великой Отечественной войны над этим полем развернулся бой между советским самолетом и фашистскими стервятников. Наш самолет был сбит, летчик погиб и был похоронен. С тех пор и называют это место Летчиковым полем.
Центральная улица деревни, по которой мы шагаем дальше, носит имя Ивана Ермолаевича Черникава, нашего войны, нашего земляка, разведчика, погибшего в годы войны.
Войну Иван Ермалаевич Черников встретил курсантом Смоленского ваеннополитического авиационного училища. После учебы он воевал комиссаром авиоэскадрыльи. В начале войны летчиков не хватает, и Иван Ермолаевич овладел боевой профессией пилота. В одном из воздушных
баев его тяжело ранили, и летать он больше уже не мог. Но война для него не
закончилась. Он хорошо знал немецкий язык и поэтому был направлены на учебу в разведцентр.
Разведгруппе Черникова было поручено собирать сведения о Мстиславском опорном пункте немецко-фашистской армии на территории Польши. Почти на следующий день после заброски группа Черникава стала передавать важные сведения советскому командованию.
Фашистская контрразведка представляла, что около Млавы действует группа советских разведчиков, но сделать ничего не могла. Городской судья Млавы Юшкевич в краеведческих записках пишет: «Хорошая половина жителей Млавы знала о деятельности советской разведывательной труппы, но для гитлеровцев она оставалась тайной». Польские патриоты, с которыми наладили связь советские разведчики, собирали для них ценную информацию, помогали едой, прятали от непогоды.
В январе 1945 года, когда до Млаве стали доноситься гулкие раскаты фронта, в Центр были переданы последние донесения разведчиков. 19 января Млава была освобождена советскими войсками. А жизнь Ивана Ермалаевича Черникова оборвалась в то время, когда пришло освобождение. Радистка группы Нина Лебедева нашла тело командира среди убитых немецких офицеров. Ему исполнилось только двадцать пять лет.
За мужество и героизм при выполнении боевого задания в тылу врага Черников Иван Ермалаевич был посмертно награжден орденом Отечественной войны первой степени. В 1964 году польское правительство наградил нашего земляка посмертно золотым орденом «Виртути милитари».
Если мы обратимся в правую сторону, то за жилыми домами увидим красивый двухэтажное здание. Это здание Савской школы. Теперь она называется государственным учреждением образования «Савской учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа»
Свою историю учреждение ведет от церковно-приходской школы, которая была создана в деревне в 1900 году. В 1935 году на базе начальной школы была открыта семилетка. После войны школа в деревне была восстановлена. Сначала это была начальная школа, потом восьмилетняя, а с 1966 году – средняя школа. В 1992 году для нее было построено новое здание. Его мы сейчас и видим. В 2012 году здание было капитально отремонтировано.
В школе действует историко-этнографический уголок «Белорусский домик». В нем собраны экспонаты и материалы по истории и культуре деревни и окрестностей.
В 2009 году на здании была установлена Почетная Доска, посвященная Федора Антоновичу Угначову, Герою Советского Союза, уроженцу деревни Слобода Савской сельсовета.
Свой подвиг Федор Антонович Угначев совершил на Одере около города Ортвых зимой 1945 года. На войне он был с первых ее дней. Дважды ранен и контужен, награжден орденом Отечественной войны и тремя медалями. После госпиталя снова на фронт. После форсирования Одера, взвод в которым воевал старшиной Федор Антонович захватила небольшой плацдарм на враждебном берегу. В этом бою погиб командир младший лейтенант Шорников. Командование взводом взял на себя Федор Антонович.
Утром фашисты пошли в атаку, чтобы ликвидировать плацдарм. текущий бой продолжался 7 часов. О нем писал журналист Б.Гардеев в очерке «За Одером-рекой»: «... Из леса выползли три танки и бронетранспортеры. За ним пошла пехота. Земля стонала от разрывов снарядов и мин. Воздух, казалось, было пропитанные свистом пуль и осколков ... Если бронированная машина прогремела за траншеей, солдаты вскочили и бросили гранаты. Окутавшись дымом, танк замер на месте. И эта атака была отбита ... «И снова атака – и снова фашисты отступают. И так несколько раз. Только после, как закончился бой и дивизия форсировала Одер, Угначев узнал, что его бойцы делали отвлекающие маневры, так как основные силы форсировали реку в другом месте.
За мужество и героизм Федору Антоновичу Угначеву 6 апреля 1945 года было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.
Здание школы расположено на пересечении улиц Советской и Василия Кузнеца. Улица Василия Коваля названо в честь известного белорусского поэта и писателя 30-х годов, который был родом из деревни Сава.
Василий Коваль (Василий Петрович Ковалев) родился 17 августа 1907 года. Учился начальной Савской и Шишевской, Горецкой восьмилетней
школах. С 1925 В.Коваль учился в Могилевском педтехникуме. Здесь же он вступает в литобъединение "Молодняк". В его произведениях этого времени господствует настроение радости и восторга социалистическими преобразованиями. Писателя вдохновляют процессы белорусизации, создания школ, библиотек, кружков. В Маглилевским педтехникуме В.Каваль учился недолго. По разным причинам Василий Коваль оставляет учебу и возвращается домой. С декабря 1925 года, живя в родной деревне, он занимается сельскохозяйственной работой, работает в сельском исполкоме, вступает в комсомол, и его выбирают секретарем Савской ячейки комсомола. Он продолжает писать стихи, но уже больше внимания в своей творчества отдает прозе. В.Каваль не искажает действительности, он пишет правду. Но ее тогда уже не очень приветствовали. Современники называли Василя Коваля «лириком-рассказчиком», «поэтом земли». Василий Коваль пришел в литературу со своей темой: деревня, исконный образ жизни крестьянина и изменения, которые происходили под воздействием советской действительности ... Крестьянский быт автор знал досконально: сам с малых лет был приучен к плугу и косе ... В июле 1926 г. по ходатайство Центрального бюро "Молодняк" Василий Коваль поступает на литературно-лингвистическое отделение педфака БГУ. Учеба длится недолго.
В Минске В.Коваль знакомиться с молодыми писателями и поэтами Т.Клешторным, М.Чаротом, А.Дударевым, М.Лужаниным, Я.Скригиным и другими.
Обучение в БГУ принесло писателю знакомство с К.Черным и Я.Купалом. Писатель М.Паследович вспоминает, что про В.Коваля Кузьма Черный сказал: «Очень и очень талантливый человек ... Много может сделать для нашей литературы. Не даром он понравился и дядьку Купалу. А Купала, как известно, лишь бы с кем не подружится ...»
В 1931 году В.Каваль идет добровольцем на службу в Красную Армию. Сначала он служит командиром взвода 4 стрелкового полка в Полоцке, а полым – в редакции газеты «Красноармейская правда» в Смоленске.
Служба в Красной Амии окончилась неудачно. Писатель был «исключен из рядов комсомола и демобилизован как классово-чуждый за связь с отцом, который в текущий время был исключен из колхоза «за участие в развале колхоза».
В.Коваль возвращается в Минск. Он работает в разных литературных жанрах. Его произведения печатаются в журнале «Пламя революции», газетах «Звезда», «Колхозник Беларуси», «Красная смена» и других.
Творческая деятельность писателя была приостановлена в ночь на 2 ноября 1936 года, когда он был арестован. Постановление суда об аресте было записано, что Василий Коваль «... является активным участником контрреволюционной организации, ставившей своей целью отторжение Белоруссии от Советского Союза и образовании буржуазно-демократической республики ...»
Уже в первый день начались допросы. Потом они были подведены в «Заявлении секретарь ЦК ВКП, наркому Ежову». В.Каваль ничего не отрицал и подписал все протоколы. Несомненно то, что его сломали с самого начала следствия. В органах НКВД был очень широкий выбор методов воздействия на арестованных.
28 октября 1938 года состоялся суд, который после 15 минут работы вынес постановление о расстреле писателя Василия Коваля. Приговор был приведен в исполнение 29 октября 1937 года. Это не ошибка, суд был заочный.
Так перестало биться сердце патриота Отечества Василия Коваля. Как известно, в тот день расстреляли еще 9 писателей. Прошло 19 лет. 19 декабря 1956 года Союз писателей БССР обратился с письмом в Верховный суд БССР. В письме была высказана просьба пересмотреть дело В.Коваля, о нем было сказано, что «это был один из талантливых белорусских прозаиков».
24 сентября 1957 года Военная коллегия Верховного суда СССР постановила о реабилитации писателя. Через два года прошла и творческая реабилитация В.Коваля. В Минске в 1959 г. была издана книга В.Коваля «Избранное. Повести и рассказы».
В 2019 году усилиями инициативной группы жителей д.Сава знаменитым землякам Черникову И.Е. и Ковалеву В.П. были установлены памятные мемориальные знаки.
Хочется рассказать о названии еще одной улицы деревни Сава. Она расположена на северной окраине деревни и называется Дубровенская. Название этой улицы происходит от того, что когда-то по ней проходил почтовый тракт Горки-Дубровно. Еще и сейчас на улице можно увидеть остаток покрытия ее бутовым камнем.
Ранее важные для государства дороги называли трактами. Это сейчас почту считают организацией, отживающей свой век. А в те времена, когда еще не было никаких машин, а о мобильном телефоне даже в фантастических произведениях ничего не писалось, почта была важнейшим и передовым средством связи. Каждое государство считало важнейшей необходимостью развивать свои почтовые тракты, так как от них иногда зависела судьба страны.
Когда слышишь эти слова, то сразу вспоминаются строки народной песни о ямщике, который служил на почте. Началом современной почты долгое время были ямские станции, где держали лошадей для гонцов, которые скакали по делам государственной необходимости. Через несколько часов езды лошадь уставала и надо было ее менять. Вот для этой замены и строились ямские станции. Путешествовали по почтовым трактом мало. Это было очень дорогое дело.
Почтовые тракты просуществовали до 20-ых годов прошлого века. Потом они постепенно были вытеснены железными дорогами. И вот в деревне Савва память об этом тракте сохранился в названии улицы.
И снова перед нами мост через Проню. Как говорилось ниже, Проня дважды пересекает деревню. В правую сторону от моста мы видим участок поля, который густо зарос кустарником. Это место называется Ольшаны. Название это происходит от ольхи, которая растет здесь в большом количестве. Правда, теперь Ольшаны составляют лишь малую частые того, что было раньше. Большая часть распахана и используется в сельском хозяйстве.
Часть деревни, которая находится за мостом, издавна называется Зуйки. Считается, что название это происходит от прозвища или фамилии первого жителя этого места. Имел ли он фамилию Зуек, с тех пор это место, где живут его потомки, называют Зуйки.
В самом конце деревни, перед лесом находится Брацкая могила советским воинам и партизанам, погибшим в 1944 году при освобождении деревни. Братская могила представляет собой композицию из памятника советского солдата, который в печали склонил голову над могилами своих боевых друзей. Памятник был открыт в 1964 году. В 1975 году его реконструировали, а в 2012 году капитально отремонтировали. В двух могилах, которые расположены возле памятника, похоронен 3 солдата Советской Армии и три партизаны, которые погибли летом 1944 года.
Если немного отойти от дороги в глубь леса, то можно заметить еще остатки оборонительных сооружений, которые сделали советские солдаты летом 1941 года.
Советское командование стремилось любыми средствами задержать наступление фашистов. На рубеже Днепра (этот рубеж вошел в историю как «Днепровский рубеж») советские войска готовились к обороне. Но, несмотря на мужество и героизм защитников Могилева, немецкие войска 10-12 июля сконцентрированными ударами танковых группировок сломали сопротивление советских войск и форсировали Днепр.
Таким способом, война пришла на Горецкую землю. Отбить наступающие немецкие танки па решению советского командования должна была 1-я Московская мотострелковая дивизия, которой в то время командовал Яков Григорьевич Крейзер. Комдив решил нанести удар па наступающим немецким колонам: одним полком вдоль дороги Сава-Горки, другим – на Козловичы.
Шестой мотострелковый полк сдерживал противника в районе нашей деревни Сава, на шоссе Орша-Горки. Подходящие немецкие колонны, встречали упорное сопротивление полка, оставляли заслоны и обходили его стороной, продолжая движение на Горки. Про этот бой вспоминает Н.Борисенко в своей книге «Днепровский рубеж: трагическое лето 1941-го», приводя выдержку из журнала боевых действий 1-й Московской мотострелковой дивизии: «14 июля дивизия была переброшена на левый берег Днепра для ликвидации прорыва севернее Шклова. В результате тяжелых боев колонне танков и мотоциклов противника все-таки удалось прорваться по линии Сава- Горки». Как вспоминает Н.Борисенко в указанной уже книге «12 июля-я 10-я танковая дивизия генерала Шааля захватила Горки и станцию темноте Лес ...»
161-я стрелковая дивизия, 151-й корпусной артиллерийский полк, 135-й отдельный дивизиона противотанковой артиллерии, а также штаб 2-го стрелкового корпуса оказались в тылу врага в районе деревень Гулидовка-Чепелинка. Оценив обстановку, командование корпуса приняло решение пробиваться на восток. С окружения решили выходить между деревнями Сахаровка и Тимоховка. Текущий план был совершен: разгромив врага, 161-я стрелковая дивизия и другие части 2-го стрелкового корпуса перешли дорогу и вырвались из окружения. Правда, выйти из окружения удалось не всем. Из групп советских солдат, оставшихся в Сахаровском лесе, был сформирован партизанский отряд, командиром которого стал младший лейтенант И.Ф.Беляев. Сначала этот отряд действовал в Горецком районе, а потом перешел в Богушевский район Витебской области.
На этом наша экскурсия по деревне Сава завершается, но еще не завершено путешествие по окрестностям. Мы движемся на восток от деревни в сторону деревни Малые Шарипы.
Как раз по середине этой дороги мы проходим интересное место. Издавна люди называют его Мовчанкай. Название это происходит от слов «молчаливый, молчать». Среди жителей это место имеет дурную славу. В этом непролазной густом лесу водились дикие животные (волки, лисы), которые нападали на спутников, которые здесь оказывались.
Ну и вот и конечный пункт нашего путешествия – Красная церковь в деревне Малые Шарипы. Она виднеется издали, потому что стоит на холме. Правда, это уже не церковь, а ее руины. Положение остатков церкви вызывает чувство печали от увиденного.
Когда-то величественное и красивое здание сейчас почти полностью разрушилось. Кто в этом больше виноват: время или люди – мы попробуем разобраться.
А теперь опишем современное его положение. От церкви остались только три наполовину обрушенным стены. Передняя стена разрушилась почти полностью до фундамента. Разрушен и притвор церкви. Место, где находился иконостас, сияет пустотой.
Обрушился когда-то сильный каменный пол, обнажив глубокий темный свод. Правда, если осторожно подойти поближе, то можно увидеть, что стены сделаны из сильного, розового цвета кирпича, связанного бетонным раствором. Присмотревшись еще больше внимательно, мы видим на кирпиче какие то клеймения. Сейчас таких не ставят, а в те времена, когда строилась церковь, кирпич обязательно клеймил ее производитель, якобы ставя на ней свой знак качества.
Когда находишься на этих руинах, то не покидает чувство жалости и горести, а в голове мерещатся и не дают покоя различные вопросы. Что это за здание?
ЦЕРКОВЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
в д. Малые Шарипы
Мы с вами стоим у самой таинственной и загадочной церкви если не Могилевской области, то Горецкого района, без всякого сомнения. Сегодня я постараюсь вам это доказать. Я надеюсь, что вам будет интересно меня слушать, а в самом конце нашей встречи, я думаю, вы зададите вопросы на все интересующие вас по теме нашей беседы проблемы. А я, ваш покорный слуга, постараюсь в порядке своей компетенции на них ответить.
Итак, я назвал ее самой таинственной и загадочной церковью на территории Горецкого района. И это не банальный журналистский штамп. Это констатация реального положения вещей. Сооружение, которое мы видим перед собой, не только архитектурный памятник, но и кладезь вопросов и загадок. На некоторые вопросы мы сегодня с вами отыщем ответы. А некоторые породят новые, и на них невозможно будет найти ответы. Мы не знаем, кто и когда построил эту церковь, кто финансировал строительство, кто разрабатывал и утверждал проект такого, без сомнения, значительного для сельской местности сооружения. Мы не знаем, почему православная церковь не считает эту церковь культовым сооружением, почему церковь не включена в академическое издание «Энциклопедический справочник. Православные храмы Беларуси» под редакцией А.М.Кулагина, почему построенную церковь довольно продолжительный срок церковные власти не освещали, и только после того, как сами прихожане начали молиться в неосвещенном храме, она, наконец, была освещена. Мы не знаем, отчего местность вокруг церкви полна мистических легенд и преданий, и до сих пор люди приезжают сюда, чтобы попросить какие-то сверхъестественные силы о помощи. Я вас еще не утомил? Ну что ж, прекращаю задавать вопросы, тем более, что их можно придумать великое множество, а начинаю в меру своих скромных возможностей, отвечать на те, которые сам себе задал.
Настоящая история церкви еще не написана. Она не написана не потому, что кто-то поленился это сделать, а потому что настоящих исторических документов, которые бы пролили свет на ее историю, ни в одном архиве, включая церковные, на территории Республики Беларусь не сохранилось. Остались косвенные свидетельства, воспоминания местных жителей и одна очень спорная фотография 1943 года с уже разрушенной колокольней. И больше ничего!
В настоящее время, на волне интереса к истории церкви, появляются люди, которые называют себя потомками помещика, который строил эту церковь. В своих воспоминаниях и рассказал они стараются доказать свою причастность к объекту нашего исследования. Называется даже фамилия этого помещика – Напрей(Онуфрий) Кузавков. Это конечно очень хорошо, что люди интересуются прошлым своей родины и своей семьи. Но было бы правильно, чтобы этот интерес не превращался в фантазии и вымыслы. Мы со всей ответственностью можем заявить, что в деревне Малые Шарипы до революции не было никакого помещика. Это было государственное имение, которое принадлежала двору, и управлялось Могилевской палатой государственных имуществ. Конечно, управляющий здесь был, но он был обыкновенным царским чиновником, который не вправе был распоряжаться финансовыми средствами. А тем более затевать такое грандиозное строительство. В-вторых, работая с архивными и историческими материалами, мы нигде не увидели сколь значимых упоминаний о таком историческом персонаже, как Напрей Кузавков. Возможно, он существовал в реальности и даже владел кирпичным заводом в д. Малые Шарипы, и даже может быть, этот завод делал кирпич для церкви, но финансировало и строило эту церковь государство в лице Правительственного Синода и Могилевской палаты государственных имуществ. И последнее, уважаемые оппоненты, если вы стараетесь доказать свою причастность к какому – то историческому событию, наверное, сначала надо изучить это события очень досконально, чтобы не попадаться на мелочах.
Главная проблема исследования истории церкви – это отсутствие исторических документов об этом событии. Ни один год мы искали хоть, что-нибудь значимое, где бы упоминался факт строительства. И нигде, ни в одном государственном архиве Республики Беларусь, ни в церковных книгах горецких приходов, ни в одном историческом исследовании по истории Горецкого района и Могилевской области, а также истории церкви и церковной архитектуры Беларуси нет ни одного упоминания о строительстве церкви в д. Малые Шарипы. И это очень усложняет исследования по истории церкви. Нашей церкви как будто нет. Она в реальности есть, а в толстых книгах, как например ««Энциклопедический справочник. Православные храмы Беларуси» под редакцией А.М.Кулагина ее нет. В этом справочнике тысячи храмов и разрушенных и уцелевших и восстановленных – а нашей церкви нет! Только приходится разводить руки и говорить, что это очередная загадка церкви.
На протяжении двенадцати лет исследовательской работы по церкви мы шесть раз обращались с запросами в различные архивы Республики Беларусь.
Два раза это был Национальный архивный фонд Республики Беларусь. Там в материалах о культовом строительстве нет сведений о Малашарипской церкви. Один раз мы обращались в Национальный архив Республики Беларусь. Оттуда мы не получили ответа. В национальный исторический архив в Г.Минск была поездка, которая закончилась, увы, безрезультатно.
Ничего нам не дало обращение в Государственный архив Могилевской области. Там, правда, нам посоветовали обратиться в Могилевскую епархию, высказав надежду, что там может что-то искомое быть. Но, к сожалению, в Могилевской епархии нас даже слушать не стали.
Почему же молчат архивы? Архивы здесь ни при чем. Они хранят материал, который приносят туда люди. Но за бурную историю нашей родины в 20 веке все архивы были так тщательно прочищены, что реально сведений о нашей церкви у них не осталось. У нас есть надежда на Российский государственный исторический архив с материалами о деятельности Правительственного Синода. И если наша версия о строительстве церкви верна, то там должен сохраниться хоть какой-то документ, подтверждающий ее верность…. Но этот архив находится в Санкт-Петербурге, и работа с ним стоит определенных финансовых средств…
С помощью и участием отца Сергия (Мосара) мы ознакомились с приходскими церковными книгами. Сведений о строительстве мы там не нашли, а вот упоминания о священниках церкви и о ее освещении там увидели. И это была хоть маленькая, но победа.
В последнее время на волне интереса к церкви, особенно после трех передач Белорусского телевидения о ней, церковью заинтересовались различные исследовательские и другие форумы и группы, например Белорусский уфологический комитет или Форум белорусских диггеров и сталкеров. С некоторыми из них мы сотрудничали и обменивались информацией, некоторые самостоятельно приезжали, и искали значимые для себя факты о церкви.
Но, несомненно, только воспоминания старожилов д. Малые Шарипы о церкви позволили нам изучить ее историю. Особенно хотелось бы назвать Иванову Агафью Львовну и Цубикову Ольгу Фадеевну. Без воспоминаний этих двух добрых старушек истории этой церкви не было бы. Жалко, что одна уже покинула этот мир, а Агафья Львовна в свои 97 лет гостей уже не принимает.
Благодаря им нам удалось записать не только воспоминания о церкви, но еще очень интересные и фантастические предания и легенды о ней.
И последнее. В хозяйственной книге колхоза имени Мичурина мы нашли упоминание о церкви. Правда там она называется складом химических удобрений.
Сначала все же маленькое отступление. Сегодня мы с вами узнаем реальную историческую версию истории церкви, а затем вторую, не менее интересную и захватывающую легендарную мистическую версию. Повторяю: это только версии. Потому что настоящая история церкви еще не написана. Она не написана не потому, что кто-то поленился это сделать, а потому что настоящих исторических документов, которые бы пролили свет на ее историю, ни в одном архиве, включая церковные, на территории Республики Беларусь не сохранилось. Остались косвенные свидетельства, воспоминания местных жителей и одна фотография 1943 года с уже разрушенной колокольней. И больше ничего!
Ну, уже точно последнее. Разрешите представить вам – Церковь Успения Пресвятой Богородицы в дер. Малые Шарипы, или Красная церковь.
По реальной исторической версии церковь Успения была построена не позднее 1910 года взамен старой деревянной церкви того же названия, которая сгорела в начале ХХ века. Построена она была по решению церковных властей и, наверняка, Правительственный Синод финансировал эту стройку. Возможно, были какие-то спонсоры и благотворители, которые внесли свою лепту в это богоугодное дело. Но их участие не было решающим. Так как местные помещики не отличались большим богатством, а само Малошарипское имение с последней четверти 19 века находилось на попечении в Могилевской казенной палате как убыточное. Строили церковь приезжие мастера, как вспоминали местные жители, они были с Калуги. Материалы для строительства были местные, даже по свидетельству старожилов, рядом со стройкой был сооружен кирпичный заводик. Церковь была построена до 1910 года. Почему? По свидетельству настоятеля академической церкви в Горках отца Сергия, в 1910 году в церкви уже велась служба священником Гийко.
Теперь давайте обратимся к архитектуре церкви. Храм отличается выразительной внешней детализацией. Наружные поверхности украшены выступающими элементами фигурного кирпича, в том числе карнизами, нишами, обрамлениями окон и порталов, декоративными фризами.
На протяжении столетий храмы в Православной Церкви строились по-разному, но, несмотря на это, каждый храм символически соответствовал церковномувероучению.
Обратите внимание на саму форму строения – Церковь в Шарипах построена в соответствии с православными канонами: это классический тип храма, сохранившийся и до наших дней. Он имеет форму прямоугольника с выдвинутым на восток закругленным выступом алтарных абсид.
В глубине храма под тем местом, где когда-то был купол, вы можете наблюдать полукруглую пристройку, в которой располагалась алтарная часть. В Православных храмах эта часть строения обычно обращена на восток.
Система освещения храма включала естественное и искусственное освещение.
А теперь давайте подойдем поближе, чтобы увидеть строительное качество тех лет. Заметили? Закаленный красный кирпич уже местами высыпался, а раствор сохранился… Как вы думаете, почему? Один местный житель, когда я спросил у него об этом, ответил: «Что ж ты, а еще высшее образование, да яйца куриные подмешивали в раствор, вот и стоит он, и стоять еще будет вечно…» Наверное, так и было.
По свидетельству старожилов, еще в 70-е годы на стенах можно было увидеть остатки росписи. Сейчас, как вы видите, ничего уже не сохранилось. Время и природа взяли свое… Грустно, не правда ли?
Церковь работала до начала тридцатых годов. Затем в стране началась активная борьба с религией. Повсеместно закрывались храмы и церкви. Эта участь не минула и нашу героиню. Церковь была закрыта. По свидетельству местных жителей, все имущество церкви, иконы и церковная утварь было собрано и вывезено в Горки. Дальнейшая их история теряется в песках времени. А церковь становится магазином, затем складом, клубом … Так она дожила до Великой Отечественной войны.
Наша Церковь имела три купола и высокую колокольню. Эта колокольня и стала главной причиной ее разрушения. Сначала советские войска ее расстреливали, чтобы она не стала ориентиром для фашистской артиллерии, а затем и немцы добили по той же причине. С войны наша героиня вышла с разрушенными куполами и колокольней, с обрушенной крышей… Клуба больше в ней не было, а вот лен обмолачивали, а затем долгое время церковь была складом химических удобрений. Еще во второй половине 60-ых годов в хозяйственной книге местного колхоза она числилась именно как склад химических удобрений. Но все когда-то заканчивается. В начале 70-х годов ввиду аварийного состояния склад убрали, а церковь начала потихоньку умирать. Ведь здания, как люди, живут до тех пор, пока о них помнят, пока они нужны другим людям…
Вот такая получилась объективная история. Из всех тех сведений, что вы уже услышали, официальными документами подтверждаются только два факта. Это свидетельство о приходском священнике и запись в хозяйственной книге местного колхоза. Все остальное построено на рассказах местных жителей. Когда мы занимались изучением этой церкви, то без свидетельств старожилов дело не сдвинулось бы с мертвой точки. Особенно хотелось бы назвать Иванову Агафью Львовну и Цубикову Ольгу Фадеевну. Без воспоминаний этих двух добрых старушек истории этой церкви не было бы. Жалко, что одна уже покинула этот мир, а Агафья Львовна в свои 97 лет гостей уже не принимает.
Почему молчат архивы? За 11 лет работы над историей церкви мы обращались во все возможные архивы Республики Беларусь и ответы всегда были одинаковы: или молчание, или сообщение, что по интересующему вас вопросу никаких сведений нет. Архивы здесь ни при чем. Они хранят материал, который приносят туда люди. Но за бурную историю нашей родины в 20 веке все архивы были так тщательно прочищены, что реально сведений о нашей церкви у них не осталось. У нас есть надежда на Российский государственный исторический архив с материалами о деятельности Правительственного Синода. И если наша версия о строительстве церкви верна, то там должен сохраниться хоть какой-то документ, подтверждающий ее верность…. Но этот архив находится в Санкт-Петербурге, и работа с ним стоит определенных финансовых средств…
И последнее в этой связи…
Обычно такие здания, как наша церковь, вносятся в списки памятников архитектуры и являются объектами культурного и исторического наследия. Я не понимаю, почему наш храм не находится под охраной государства.
В освященном храме навечно селится алтарный ангел. Он приносит в храм святость. И что бы с храмом ни случалось, этот ангел живет в церкви постоянно, до второго пришествия. Посмотрите на то место, где когда-то был алтарь, и представьте на минутку, что вы видите этого ангела…. Бывших церквей не бывает!!!
Ну, а теперь, дорогие гости, давайте выйдем на площадку, и я вам расскажу уже совсем другую историю церкви – мистическую и легендарную…
Мой рассказ о легендарной истории церкви начнется с сообщения о археологических раскопках, которые проводили здесь в 1985 году В.Ф.Капытин и В.Е.Кудряшов. На северо- восток от церкви на высоком мысу, который образован впадающими в Проню речками Пневка и Мухановка, они выявили стоянку мезолита с характерными продуктами расщепления кремния. Эта экспедиция проводила пробные раскопки и возле нашей церкви. Здесь выявлена обожженная поверхность с характерными остатками жертвоприношений: кости животных, глиняные осколки и т.д. Участниками экспедиции сделано предположение о возможном существовании здесь в бронзовом веке языческого капища. Кто, может быть, не в курсе вопроса, капищем называли языческий храм, место для проведения богослужений, различных обрядов, так или иначе связанных с богами и верой древних славян. Территория капища выбиралась нашими предками не наобум. Она должна была иметь определенную энергетику, быть местом пересечения энергетических потоков. Это позволяло проводить все обряды качественно. Известно также, что после крещения Руси в Х ст., языческие капища были разрушены, а на их месте начали возводить христианские храмы.
Место, где находится церковь, и впрямь обладает сильной положительной энергией, которая издавна привлекает к себе людей. Раз так, то вполне закономерно, что о церкви и месте, на котором она построена, сложено много легенд и преданий. Позвольте мне некоторые из них вам рассказать. Все эти легенды и предания записаны со слов местных жителей в 2008 году.
Есть легенда о том, что когда-то очень давно на этом месте жил некий пан Гарадей. Он был добрым и щедрым, а когда умер, то благодарные люди на его могиле вручную насыпали курган. Вот на этом рукотворном кургане и стоит наша церковь.
Интересна легенда, которая объясняет факт долгого функционирования неосвещенной церкви. Она гласит, что пан, который построил церковь, знался с нечистой силой. Днем он был обыкновенным человеком, а ночью устраивал игры с чертями. О его таких проделках узнали власти, и пану угрожало наказание. Пан решил оправдаться перед властями и на все свои сбережения построил церковь. Только вот знаться с нечистью не прекратил. Вот и не освещали поэтому церковь так долго.
Интересна легенда о подземном ходе. Вы, конечно, понимаете, что в любой церкви обязательно должен быть подземный ход. Был он и у нашей церкви. После того как церковь закрыли, иконы не были вывезены в Горки. Их спасли монахини, которые тайно проникли в церковь и по подземному ходу
постарались все это богатство вынести. Но неожиданно своды подземного хода обрушились, навек схоронив от людей и церковные богатства, и монахинь… Говорят, что долго потом искали люди этот подземный ход, да так и не нашли.
Наша церковь еще примечательна тем, что место, на котором она стоит, связано с временными порталами. Именно так можно трактовать легенду о чертовом коле. Старожилы называли так некое место на берегу речки Пневки, круглое по форме, черное по цвету, на котором ничего никогда не росло, и даже птицы боялись пролетать. Так вот однажды некий житель деревни по имени Апанас возвращался с гулянки из деревни Большие Шарипы, которая размещалась на другом берегу. Он пошел не по дороге, а по полю напрямую. Пойти-пошел, да вот домой не вернулся. Долго его потом искали, да так и не нашли. Прошел год, а может чуть больше. В деревне в ту ночь никто не спал. Апанас вернулся. Только вот где он был все это время – не помнил. Говорил, что был у кума и возвращался домой. Когда ему сказали, что прошел год с тех пор, то он не верил. Но все же поверил и погрустнел. Стал таким тихим, боязливым и в ту же зиму умер…
Мы с вами видим так называемое Дерево желаний. Я говорил вам сегодня уже о языческом капище и о той энергии, которая пронизывает это место. Нам надо знать: то, что мы видим, не имеет ничего общего с христианством. Это язычество. В язычестве подобные места назывались Проща. Издавна люди выбирали камень или дерево, чаще всего яблоню, и повязывали на них сваи ленточки, которые называли наузы. Кто-то передает через них свои горести, другой спрашивает у богов совета, третий лечит недуг. Именно поэтому ленточки разные по длине и по цвету. В народе сложилось поверье, что до таких деревьев дотрагиваться нельзя: они заряжены человеческими судьбами. Когда подобное дерево высыхало, его обкладывали валежником и сжигали вместе с накопленным за все время негативом. В нашем случае деревом желания является яблоня, и это совсем не случайно. Яблоня в верованиях древних славян ассоциировалась с матерью. За его порубку наши предки наказывали преступников смертью. Вот и просят люди у матери - яблони помощи. А теперь давайте задумаемся. На улице сейчас 21 век. И мы, как нам кажется, давно отказались от всех этих глупых предрассудков. Ведь то, что перед нами, сделано не тысячи лет назад, а в наши дни.
Но когда нам очень плохо и нет возможности справиться с трудностями, мы ищем помощи в силах, которые неподвластны человеку.
Мы идем в церковь или вот в такие места и надеемся, что нам помогут. А теперь посмотрите, сколько здесь завязано ленточек. Я думаю, что уже не одна сотня… И за каждой – человеческая судьба, человеческая боль…
Давайте посмотрим и помолчим… Может, добрые силы Вселенной услышат нас и помогут…
Вот, дорогие гости, и закончилась наша экскурсия. Я надеюсь, что она была интересной и полезной для вас. Если у кого есть вопросы, просьба их задавать. Ну, а всем вам здоровья, счастья и надежды….