Профессии, которые выбирают дети
В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжать образование или куда пойти работать, т.е. практически выбрать профессию, свой жизненный путь. Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни молодого человека. Для выбора профессии подростку необходима информация о мире профессий в целом, о возможностях и требованиях каждой из них и о себе самом, своих способностях, интересах. Мир профессий, как и всё остальное, часто кажется подростку чёрно-белым: в «хорошей» профессии всё хорошо, в «плохой» — всё плохо.
Категоричность подросткового выбора и нежелание рассмотреть другие варианты и возможности часто служат своего рода психологическим защитным механизмом, средством уйти от мучительных сомнений и колебаний. В будущем это может привести к разочарованию. В вопросе о выборе профессии недопустимы со стороны родителей нажим на молодого человека, нежелание считаться с его интересами. Чтобы иметь возможность корректировать их, нужны авторитет, терпение и такт.
Сегодня мы посмотрим классификации профессий, на что надо обратить внимание при ознакомлении с конкретным видом труда. Любая профессия и специальность предъявляет определённые требования к человеку. Может случиться так, что психологические особенности вашего ребёнка будут не полностью соответствовать требованиям той профессии, которую вы хотели бы выбрать.
В современном обществе существует десятки тысяч видов труда. Каждый из них со всей системой его требований к человеку можно назвать профессией.
Профессия – это необходимая для общества, ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему взамен приложенного им труда возможность существования и развития. Специальность – вид занятий в рамках одной профессии Пример: профессия – учитель; специальность – учитель истории, учитель химии, учитель математики
Существует десятки тысяч профессий и специальностей. Сориентироваться в их огромном мире очень трудно. Помочь в этом может классификация профессий.
Классификация – это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким-то признакам. В мире профессий умелое использование классификации поможет выбрать из множества профессий те, с которыми вы и ваши дети хотели бы познакомиться поближе, а также разобраться в современном производстве.
Существуют различные виды классификации профессий:
по первой букве их названия,
по характеру труда физический труд умственный труд по отраслям народного хозяйства
по признаку материального производства
профессии производственной сферы
профессии непроизводственной сферы
по уровню и характеру требуемой квалификации
А) высококвалифицированные
Б) квалифицированные
В) малоквалифицированные
Г) неквалифицированные
Ни одна из классификаций не может служить ориентиром в выборе будущей профессии. В самом деле, можно ли выбрать ту или иную профессию, не зная требований, которые она предъявляет к личности работника: его способностям, интересам, возможностям. Очевидно нет. Этим целям наилучшим образом отвечает классификация профессий построенная по признакам идущим от человека
По первому признаку – предмет труда – все существующие профессии и специальности можно разделить на 5 типов:
Т «человек – техника» — предмет труда техника. Это все профессии, связанные с обслуживанием техники, её ремонтом, установкой и наладкой, в том числе и управлением (водитель, слесарь-ремонтник, техник, наладчик технологического оборудования).
Ч «человек – человек» — труд этих профессий направлен на воспитание и обучение, бытовое, торговое и медицинское обслуживание (учитель, продавец, экскурсовод).
П «человек – природа» — предмет труда природа: растительный, животный мир, микроорганизмы (биолог, цветовод).
З «человек – знаковая система» — объектом труда человека выступают различные знаки: цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, рисунки, дорожные знаки (экономист, топограф, чертёжник).
Х «человек – художественный образ» — профессии труд которых связан с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной и актёрской деятельностью (музыкант, артист, модельер).
Внутри каждого типа профессии разделяются на классы в соответствии с целями труда.
Г – гностические профессии и специальности ( «гнозис» от др.греческого – знание или познание). Конечный продукт деятельности человека предполагает узнать, распознать, проконтролировать, оценить, исследовать
П – по своим целям связан с активным изменением свойств, состояние предметов труда, поэтому профессии называют – преобразующими.
И – изыскательские профессии. На первый план выступает та цель деятельности, которая предполагает что-то изобрести, придумать, найти новый вариант решения.
Классы профессий в свою очередь подразделяются на отделы в зависимости от орудия труда или средств производства
Р – профессии, связанные с использованием ручных орудий труда (моляр, хирург, сантехник, зубной врач).
М – профессии, связанные с использованием машин с ручным или ножным управлением (токарь, фрезеровщик, машинист крана).
А – профессии, связанные с использованием автоматизированного и автоматического оборудования (сталевар, печатник, ткачиха, оператор энергосистем).
Ф - профессии и специальности, в которых основными орудиями труда выступают функциональные средства организма человека ( певец, актёр, балерина).
По условиям труда можно выделить 4 группы профессий
труд в обычных бытовых условиях
труд на открытом воздухе
труд с повышенной материальной ответственностью
труд с повышенной ответственностью за здоровье и жизнь человека или за духовное развитие человека
При выборе профессии родителям необходимо:
знать состояние здоровья подростка;
иметь представление об умственных способностях, индивидуальных особенностях характера ребенка независимо от того, считаются они положительными или отрицательными.
Основное условие для правильного выбора профессии – самостоятельность подростка. Нельзя решать этот вопрос вместо него, надо, чтобы он сознательно относиться к выбору профессии, чувствовал ответственность за своё решение. Однако из этого не следует, что можно пустить дело на самотёк, надо как можно больше помогать подростку в этом вопросе, его нужно готовить к выбору профессии. Знать, каковы черты личности подростка, как они соответствуют той или иной профессии, с помощью каких средств можно выявить наиболее трудно распознаваемые особенности личности подростка.
Подростки, которых долго опекают, страхуют от трудностей, начинают бояться наступления ответственной взрослости; представление, что «будущее само придёт», — установка иждивенца.
Очень многое зависит от семьи. В семье ребёнок включается в полезную трудовую деятельность, что формирует его отношение к труду. Родители существенно влияют на содержание планов подростка. Вначале подросток пытается предвосхитить своё будущее, не задумываясь о средствах его достижения.
Подросток представляет будущее общественное положение, не задумываясь, что для этого надо сделать. Отсюда и характерная зависимость уровня притязаний, потребность видеть себя непременно выдающимся.
Выбор профессии – сложный и длительный процесс. Здесь существует опасность затягивания и откладывания подростком профессионального самоопределения в связи с отсутствием устойчивых интересов. Это сочетается с общей незрелостью, инфантильностью поведения. Необходимо расширение кругозора и интересов ребёнка, ознакомление с разными видами деятельности, практическое приобщение к труду.
Подростковые увлечения обусловлены случайными факторами. Подросток ориентируется только на содержание деятельности, не замечая других аспектов. Юношеский возраст сложен, при всей тяге к независимости подросток нуждается в родительском совете и помощи. Но совет и убеждение нельзя заменить приказами и криками. В силу возрастных, ролевых различий родители почти никогда не в состоянии целиком принять и одобрить поведение, стиль жизни, вкусы своих взрослеющих детей.
Многих это раздражает, но уверенность в своей правоте не должна превращаться в чувство своей непогрешимости. Нетерпимость – плохой советчик. Многие недостатки наших детей – продолжение наших собственных качеств, следствие нашего стиля жизни. Выросшие дети – зеркало, в котором отражаются те черты, которые мы не хотим замечать в самих себе.
Авторитарный стиль воспитания, попытки заменить убеждения приказом вызывают у подростков негативную реакцию, протест. А если нет – значит, ваш ребёнок слабоволен, несамостоятелен или ограничен.
Каждое поколение и каждый индивид имеет право на собственную индивидуальность. Чем старше становятся дети, тем больше в них собственной независимости от родителей. Не надо бояться этого и делать вид, будто у нас в карманных лежат готовые ответы на все жизненные вопросы, только почему-то недосуг их вовремя достать
Романтизируя профессию, не следует терять чувства реальности. Необходимо наряду с положительными сторонами профессии отмечать трудности в овладении ею, определённые неудобства, если они есть