Памятки
Если у ребёнка нет желания идти в школу или он боится?
Возможные причины:
* Дети боятся, что их будут ругать в школе, наказывать за плохое поведение, что им попадётся злая учительница.
* В семье есть старшие дети, которые делятся негативом с младшими.
* Иногда страх передаётся от родителей, которые в присутствии ребёнка переживают: "Боюсь, что будет, когда мой ребенок пойдёт в школу, - он у меня такой ранимый, а учителя такие издёрганные, а если он попадёт за парту с таким же оторвой, как наш сосед Ваня, он же его обижать будет".
* Иногда дедушки и бабушки делятся "страшными" историями из жизни своих детей.
* Одно из важнейших условий успешной адаптации сознательное
стремление ребёнка к школе, настоящий интерес к учебной деятельности,
т.е. сформированность учебной мотивации.
Она включает:
* наличие познавательных интересов (ребёнку нравится чтение книг, решение задач, выполнение других интересных задач).
* понимание необходимости учения как обязательной, ответственной деятельности.
* эмоционально-благополучное отношение к школе.
Как лучше и правильнее помочь своему ребёнку в первые месяцы обучения в школе?
* Обязателен хороший отдых летом.
* Спокойно говорите о школе: её буднях и праздниках.
* Желательно взять отпуск и первые 2-3 недели быть рядом с ребёнком.
* Создать дома обстановку спокойствия и доброжелательности.
* Встречайте ребёнка из школы с улыбкой.
* Не ругать и не наказывать ребёнка за ошибки и незнание. Он только начинает учиться.
* Обязательно гулять после уроков.
* С любовью оборудовать домашнее школьное место.
* В школу он может брать любимую, не очень большую игрушку.
* Когда он возвращается из школы, подробно спрашивайте о том, что интересного было в школе.
* Не забывайте, что ребёнку нужно признание и похвала.
* Радуйтесь его удачам и победам.
* Ребёнок не может быстро адаптироваться. Этот период может длиться от 1-го месяца до года.
*Постарайтесь быть терпеливыми.
Что делать, если Вашего ребёнка
обижают в школе?
* Прежде всего, выслушать ребёнка до конца, не перебивая.
* После того, как его выслушать, обязательно сказать, что всё скоро изменится. Люди взрослеют и становятся мудрее.
* Важно научить ребёнка прощать эти обиды и не принимать их близко к сердцу.
* Попытаться вместе выяснить мотивы обидчика. Может оказаться, что был не прав Ваш ребёнок.
* Если такое случается, научите ребёнка отвечать на обиды шуткой. Смех – великий целитель и утешитель.
* Подумайте, а не обидчивы ли Вы. Ведь для ребёнка родитель - самый достойный пример для подражания.
Если ребёнок нарушает дисциплину?
Часто взрослые указывают лишь отрицательные качества ребёнка, его проступки, а про положительные забывают. Но природа не терпит пустоты. Если положительные качества развиваются слабо, то возникают отрицательные. Чтобы ребёнок стал озлобленным, достаточно, чтобы не воспитывалось чувство доброты. Если доброта не воспитывается целенаправленно, если ребёнок слышит о ней только в форме нравоучений и поучений, то даже незначительные неприятности могут вызывать злобу, агрессию, жестокость.
Главное воспитывать положительные качества всеми возможными способами на собственном примере, на примерах из окружающей жизни, искусства, культуры, истории.
Что делать, если ребёнку нравится ходить в школу,
но он плохо успевает?
* Дать ребёнку почувствовать, что он не хуже других.
* Дать возможность поверить в свои силы.
* Понять, что ему больше нравится, что у него лучше всего получается, и, основываясь на положительном, попробовать заинтересовать в том, что труднее даётся.
* Ребёнок не всегда виноват в том, что плохо учится. Он ещё не переключился с детского сада на школу: что-то недослышал, недопонял. Главное, чтобы учитель не ставил клейма на ребёнке: бездельник, лентяй.
*"Влезть" в его трудности и вместе с ним понять, разрешить, разъяснить.
Что делать, если ребёнок неусидчив,
вертится и не может высидеть и 15 минут?
Ребёнок-первоклассник может удерживать внимание 15-20 минут максимум, ведь его работоспособность невелика. Затем он начинает вертеться, играть, шуметь.
Двигательное беспокойство - защитная реакция организма ребёнка. В это время происходит своеобразное отключение, кратковременный отдых. Это позволяет не доводить свой организм до переутомления.
Признаки переутомления:
* ухудшается почерк
* увеличивается число ошибок
* замедляется темп речи
* появляются "глупые" ошибки
*ребёнок становится рассеянным, невнимательным, плаксивым, вялым и раздражительным.
Оптимальным вариантом является наличие перерывов в учебной деятельности через каждые 15-20 минут, которые помогут ребенку восстановить свои силы. Во время перерывов полезна двигательная активность: физкультминутки, подвижные игры, танцевальная деятельность.
Если ребёнок медлителен?
Неправильно рассматривать такое поведение ребёнка как непослушание или упрямство. У него могут быть какие-то особенности нервной системы,
проявляющиеся в замедленном темпе деятельности. При достаточном количестве времени такие дети справляются с заданиями. Таких детей нельзя торопить, требовать от них быстрого выполнения чего-либо - это ещё больше затормаживает их. Родителям обязательно следует посоветоваться с врачом, предупредить учителя об особенностях ребёнка.
Трудности у пассивного ребёнка будут обязательно, ему будет сложнее выполнять задания на уроках, когда есть ограничения во времени, ему будет сложнее реагировать на изменяющуюся обстановку. Адаптируется такой ребёнок гораздо дольше, чем активный ребёнок.
Однако у медлительных детей есть свои преимущества: как правило, они выполняют задания более качественно, старательно, вдумчиво.
Самодиагностика для родителей
Предлагаем Вам тест, ответив на вопросы которого Вы сможете сами приблизительно оценить уровень развития Вашего ребенка. Каждый вопрос предполагает утвердительный ответ. Чем больше таких ответов, тем выше уровень развития вашего ребенка. Если что-то из оцениваемых критериев не получило утвердительных ответов, у Вас есть возможность подтянуть ребенка в данном направлении.
Оценка развития познания
- Владеет ли ребенок основными понятиями, например: правый/левый, большой/малый, в/из?
- Способен ли ребенок понять простейшие случаи классификации, например, вещи, которые могут катиться, и вещи, которые катиться не могут?
- Может ли малыш угадать концовку незамысловатой истории?
- Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить как минимум три указания?
- Может ли ребенок назвать большинство заглавных и строчных букв алфавита?
Оценка базового опыта ребенка
- Приходилось ли ребенку сопровождать Вас на почту, в сбербанк, в магазин?
- Был ли малыш в библиотеке?
- Приходилось ли ребенку бывать в зоопарке, в деревне, в музее?
- Есть ли у Вас возможность регулярно читать малышу, рассказывать ему истории?
- Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо, есть ли у него хобби?
Оценка языкового развития
- Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?
- Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых?
- Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под столом?
- Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: щетка, пылесос, холодильник?
- В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-нибудь произошедший с ним случай?
- Четко ли ребенок выговаривает слова?
- Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики?
- Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию или играть в домашнем спектакле?
Оценка уровня эмоционального развития
- Выглядит ли ребенок веселым (дома, среди товарищей)?
- Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?
- Легко ли малышу «переключиться» при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи?
- Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении заданий с другими детьми?
Оценка умений общения
- Включается ли в игру других детей, делится ли с ними?
- Соблюдает ли ребенок очередность, когда этого требует ситуация?
- Способен ли ребенок слушать других, не перебивая?
Оценка физического развития
- Хорошо ли ребенок слышит?
- Хорошо ли он видит?
- Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?
- Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице?
- Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным?
- Выглядит ли ребенок здоровым, сытым и отдохнувшим?
Зрительное различение
- Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы, например, найти картинку непохожую на остальные?
- Может ли ребенок различать буквы и короткие слова, например б/п, кот/год?
Зрительная память
- Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из трех картинок, а затем одну убрать?
- Знает ли ребенок свое собственное имя, домашний адрес, телефон?
Зрительное восприятие
- Способен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок?
- Понимает ли ребенок, что читают слева направо?
- Может ли он самостоятельно без посторонней помощи сложить картинку из пятнадцати элементов?
- Может ли малыш интерпретировать картинку: сформулировать главную мысль, проследить связи?
Уровень слуховых способностей
- Может ли ребенок рифмовать слова?
- В состоянии ли он различать слова, начинающиеся на разные звуки, например, лес – вес?
- Может л ребенок повторить за взрослым несколько букв или цифр?
- Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?
Оценка отношения к книгам
- Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно?
- Внимательно ли и с удовольствием он слушает, когда ему читают вслух?
- Задает ли ребенок вопросы о словах и других печатных знаках?