Ошибки в выборе профессии
Самое главное — выбрать профессию так, чтобы твоя профессия в будущем была успешной и приносила тебе удовлетворение. Все, что способствует такому выбору хорошо, все, что противодействует плохо.
Можно выделить ряд причин, приводящих к неправильному выбору профессии. Это и неправильное отношение к различным обстоятельствам выбора (к области деятельности, к советам или поведению окружающих) включая недостаточную самостоятельность в принятии решений, а также недостатки знаний, опыта, информированности о существенных обстоятельствах этого выбора. Рассмотрим эти причины более детально.
1. Отношение к выбору профессии как к выбору пожизненного пристанища, постоянного островка в океане профессий. При таком подходе возникает опасение застрять, затеряться. И учащиеся часто при этом ориентируются сразу на профессии высокой или высшей квалификации. Но ведь к высшей квалификации ведет некий путь. Его и надо высветить в сознании, когда обдумываешь профессию. Важно помнить, что к высокой квалификации ведет многоступенчатая лестница трудовых занятий. И вполне естественно начинать восхождение с низших ступеней. В любой сфере деятельности — практической, теоретической происходит закономерная смена занятий должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто имеет хорошие начальные ступени. Например, лучшим инженером становится тот, кто вначале был рабочим, бригадиром; лучшим руководителем — кто в свое время был хорошим исполнителем и знает все тонкости дела. Даже для изобретателя важно умение делать все своими руками. Вот почему нужно выбирать не островок, фарватер — путь в океане профессий.
2. Предрассудки чести. Предрассудок - это ложный, необоснованный взгляд, ставший привычным, само собой разумеющимся. В отношении профессий предрассудки проявляются в том, например, что некоторые важные для общества профессии считаются недостойными, неприличными.
3. Выбор профессии под прямым или косвенным влиянием товарищей. Мы довольно часто призываем друг друга делать, как все. Иногда и в самом деле это полезно. Почему же путь выбора профессии под влиянием окружающих мы рассматриваем, как ошибочный? Потому же, почему одежду или обувь мы выбираем по своему размеру или вкусу, а не покупаем обязательно то, что подходит нашим товарищам. Надо разобраться в; своих способностях, склонностях, возможностях их развития, примерить к себе данную профессии, узнав о ней как можно больше, и на этой основе сделать выбор.
4. Перенос отношений к человеку — представителю той или иной профессии — на саму профессию. При выборе профессии надо учитывать, прежде всего, особенности будничного труда конкретной профессии, а не основывать свой выбор только на личной симпатии к конкретному представителю той или иной профессии.
5. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии. Так известно, что в профессии геолога учащихся часто привлекает возможность путешествовать, но они забывают или просто не знают о тяжелой повседневной работе геолога: длительное и кропотливое наблюдение, необходимость заниматься тончайшими измерениями, из месяца в месяц повторять одну и ту же поисковую работу в разных местах. Профессия артиста может привлекать тем, с какой легкостью он создает на сцене или в кино сложный образ, завоевывает популярность, славу. Но за этой легкостью стоит напряженный, длительный, совершенно будничный труд, работа, ограниченная сроками, заданиями, указаниями режиссеров, текстом порученной роли, не говоря уже о специфическом образе жизни (ночная работа, неизбежные переезды, связанные с гастролями и т.д.). Итак, важно проникнуть за зримые явления (или, наоборот, за кажущуюся незримость) профессии, вскрыть существенные стороны повседневного труда профессионала. Это даст действительно веские доводы «за» и «против» выбора именно этой профессии, именно для тебя.
6. Отождествление школьного учебного предмета с профессией (или плохое различие этих реальностей). Совокупность учебных предметов в школе подбирается так, чтобы по возможности хорошо подготовить подрастающее поколение к трудовой жизни. Образование должно соответствовать культуре (материальной и духовной). Каждый учебный предмет имеет как бы профессиональный ореол. Но его еще надо раскрыть раскопать. Он незрим. Виден не каждому. Например, такой учебный предмет — «иностранный язык». Есть не мало профессий для успешной работы, в которых пригодятся склонности к языку и, конечно, знания и навыки: телефонист международной телефонной связи, проводник пассажирских вагонов международных сообщений, официант на судах дальнего плавания, наборщик, корректор, редактор специальной литературы, экскурсовод, переводчик, преподаватель иностранного языка. Аналогичным образом, за каждым учебным предметом можно усмотреть, построить более или менее обширный профессиональный ореол (в нем будут и профессии очень тесно и непосредственно связанные с учебной дисциплиной — ядро ореола, связанные менее тесно). Мир профессий значительно шире, чем это можно представить себе, основываясь на «репертуаре» школьных учебных предметов. О многих профессиях могут не знать ни учителя, ни родители, ни товарищи.
Каждый выбирающий должен быть и сам здесь разведчиком.
7. Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства. В наш век бурного технического прогресса содержание труда быстро меняется. Во все профессии, и прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда. В современных машинах широко используются электрические, электронные, гидравлические, пневматические устройства, точные приборы. Рабочему при этом важно иметь хорошие познания в области основ наук, техники, технологии производства.
Механизация и автоматизация производства, внедрение поточных и поточно-автоматических линий, станков с числовым программным управлением, робототехнических комплексов приводит к тому, что меняется характер труда рабочего-станочника, слесаря-ремонтника, люди таких профессий имеют дело уже не с отдельными станками, а со сложными комплексами разнообразных машин; это приближает труд рабочего к труду инженера.
Итак, за старым, иной раз еще дедовским названием обычно скрывается совершенно новый тип и характер профессионального труда. Вот почему всегда нужно стремиться узнать именно о современном облике профессии.
8. Неумение разобраться, отсутствие привычки разбираться в своих личных качествах (склонностях, способностях, подготовленности). Правда, разобраться в себе – дело не простое. Отчасти в этом может помочь данная методическая литература, друзья (и как пример для сравнения, и как твои приятели), родители, учителя.
9. Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии. Имеются объемистые справочники, содержащие сведения о том, какие профессии противопоказаны (не рекомендуются) при тех или иных особенностях организма, отклонениях в состоянии здоровья. Указанные справочники предназначены для врачей, поэтому, выбирая профессию важно с ними проконсультироваться.
10. Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи о выборе профессии. Когда решается задача по математике, то, само собой разумеется, что нужно выполнить ряд действий. Если их выполнить неверно или не в должном порядке, то и ответ не сходится. То же и при выборе профессии. Только она посложнее учебной задачки, да и ответ подсмотреть негде. Никто не может не имеет права вынуждать тебя действовать здесь вопреки твоему собственному разумению и согласию. Совет, пожелание, рекомендации можно выслушать, поблагодарить, но решать надо самостоятельно.
ТЫ И ТВОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ
В мире существует более 50 тысяч профессий. Как найти среди них свою? Сколько из них мы себе более или менее представляем? На что ориентироваться? На вопрос: “Кем ты хочешь стать после школы?” – старшеклассники не всегда могут ответить. А между тем проблема выбора профессии очень серьёзна. Особенно сегодня, когда наше общество вступило в рыночные отношения. От человека всё в большей степени требуются высокий профессионализм, готовность быстро приспосабливаться к новым явлениям общественной и экономической жизни. Резко возрастает интенсивность тру-да, требующая повышенной выносливости. Что же нужно для того, чтобы правильно сделать свой профессиональный выбор? Чтобы выбрать своё дело не методом “тыка”, а разумно, нужно для начала разобраться в своих собственных, говоря психологическим языком, установках. Во многих странах пытались и пытаются создать классификацию профессий. В нашей стране принято пользоваться классификацией профессора Е. А. Климова. Он делит все профессии на 5 основных типов: человек-природа, человек-техника, человек-человек, человек-знаковая система, человек-художественный образ.
КАК ВЫБРАТЬ ВУЗ?
Частенько будущую профессию выбирают по тому, какие предметы легче даются в школе. Например, девушка наизусть знает программную литературу и может часами рассуждать о жизни страны с примерами из истории. Скорее всего, документы она понесёт на филфак – там сдают литературу и “Человек. Общество. Государство”. И может прогадать: тот же “Ч.О.Г”, например, по-разному спросят на факультетах с философско-историческим, языковедческим или военно-общевойсковым профилем. Или, девушка несёт документы на философский, хотя понятия не имеет, “как учат на философа”.
Если вы разрываетесь между несколькими факультетами со схожими вступительными экзаменами, не делайте выбор наобум. Обязательно узнайте заранее, что вас ожидает. Сходите на факультет, почитайте расписание занятий – лучше для всех курсов, чтобы узнать главные для этого факультета дисциплины. Экзаменационные предметы продолжают читать чуть ли не 5 лет? Значит и на вступительных спросят по полной.
Затеряйтесь в толпе студентов и обязательно познакомьтесь с кем-то. Ребята на пару лет старше вас с удовольствием поучат “новичков” жизни, расскажут байки об экзаменах, предметах и преподавателях.
Спросите их мнение о преподавателях, уровне лекций. Где и как студенты проходят практику? Насколько они востребованы после учёбы? Ваше дело – восхищаться, проситься на лекции и запоминать лица будущих экзаменаторов. Это один из самых важных психологических моментов: на экзамене вы не растеряетесь, ведь для вас университетские аудитории уже не в диковинку.
Решите, насколько важно для вашего будущего получить именно эту специальность. Например, это касается иностранных языков – вы хотите быть переводчиком? Дипломатом? Филологом? Преподавателем? Мечтаете знать язык в совершенстве? В зависимости от запросов вам предстоит выбрать как минимум из трёх вузов.
Планируя профессиональное развитие не зацикливайтесь на единственном варианте, который сводится к поступлению в престижный вуз. Продумайте альтернативные пути достижения цели на тот случай, если основной план по какой-либо при- чине будет сорван. Не заблуждайтесь относительно своих шансов поступить в вожделенное учебное заведение. Как бы вы ни были умны и хорошо подготовлены к вступительным экзаменам, ваши возможности никогда не будут равны 100%, так как всегда существуют объективные факторы, способные помешать осуществлению планов.
ЧТО ВЫ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ О
ВЫБРАННОЙ ВАМИ ПРОФЕССИИ
1. Какое значение имеет данная профессия для общества?
2. Какой труд – автоматизированный, механизированный или ручной в ней используется?
3. Назовите объект труда, конечный результат работы.
4. Условия работы, режим труда.
5. Примерная заработная плата специалистов данной профессии.
6. Предполагает ли данная профессия интенсивное общение с людьми?
7. Существуют ли к данной профессии медицинские противопоказа-ния?
8. Какими личными качествами должен обладать представитель данной профессии?
9. Где можно её получить?
Тест “ПРОФПРИГОДНОСТЬ”
1. Новогодняя ночь для тебя – лучшее время, чтобы:
а) выспаться;
б) посмотреть телевизор вместе с семьёй;
в) оказаться в кругу друзей.
2. Из трёх подарков ты предпочёл бы:
а) удочку, набор для вышивания, книгу;
б) коньки, лыжи, велосипед;
в) турпутёвку или билет на интересное представление.
3. Отправляться в путешествие лучше всего:
а) в одиночку;
б) с семьёй или друзьями;
в) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей.
4. Если бы ты оказался в одиночестве на острове или в лесу, то:
а) почувствовал бы полную свободу;
б) занялся бы поиском выхода или каким-нибудь делом;
в) ощутил бы тоску, неприкаянность, страх.
5. В своё свободное время ты любишь:
а) читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать;
б) рисовать, заниматься спортом, музыкой, шитьём или вязанием, разговаривать по телефону, смотреть телевизор;
в) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, проводить время с друзьями.
Подсчитайте количество набранных баллов: за ответ “а” – 1балл, “б” – 2балла, “в” – 3балла.
Если вы набрали от 5 до 8 баллов – советуем подумать о профессии, где вам не придётся общаться с большим числом людей (продавец, учитель, журналист или психолог в данном случае не очень подходят). Зато исследовательская деятельность или работа в охотхозяйстве, лесничестве, зверопитомнике, специальность программиста, слесаря и токаря, профессия бухгалтера, оператора ЭВМ вполне будут приемлемы для вас, поскольку ваши ответы показывают, что вы цените тишину, покой, не любите шумных, незнакомых компаний.
Если вы набрали от 9 до 12 очков, то считайте – вам крупно повезло. Вы относитесь к людям, которым не страшно одиночество и которые прекрасно чувствуют себя в любой компании. Вы не боитесь новых знакомств и спокойно обходитесь без общения длительное время. Выбор профессий здесь практически не ограничен!
Ну а если в вашем активе от 13 до15 очков, снова задумайтесь над выбором: стоит ли вам человеку общительному, легко вступающему в контакт, отказываться от возможности иметь интересную профессию менеджера, агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, дилера, учителя, брокера или тренера? В вас огромный потенциал энергии и сил, которых хватит для работы с большой аудиторией и коллективом коллег. Вам будет тесно в маленькой лаборатории или у конвейера, охотничьем хозяйстве или мастерской.
ПОКАЖИ СЕБЯ В ПОЛНОМ БЛЕСКЕ
в поисках работы
ВИЗИТ ДЕЛОВОЙ ДАМЫ И МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА
1. Выглядим опрятно и нарядно.
2. Избегаем зелёных, оранжевых, ярко-красных, ярко-жёлтых, розовых, лиловых и нежно-голубых тонов.
3. Не надеваем белые босоножки.
4. Приходим на 5-10 минут раньше.
5. В кабинет не стучим.
6. Войдя говорим: “Позвольте”. “Здравствуйте!” Не забываем об улыбке.
7. Представляемся: “Позвольте представиться…”
8. Садимся на стул в 1-2 стульях от собеседника.
9. Исключаем кресло: оно коварно.
10. Не садимся на краешек стула, занимаем всё сидение.
11. Спокойное лицо и размеренный ровный тон – умение владеть собою.
12. Слушаем внимательно, не торопимся с ответом, говорим спокойно.
13. Всегда глядим в глаза. В затруднительных случаях смотрим в переносицу, но не на мочку уха.
14. На нетактичный вопрос отвечаем нейтрально, но не отделываемся незнанием. Промолчать невежливо. Не нужно спорить, это лишнее и неприятно.
15. В беседе появились паузы – визит заканчиваем, не дожидаясь, когда с вами начнут прощаться.
16. Интересуемся, все ли вопросы прозвучали, что нужно делать дальше.
17. Встаём только когда прощаемся.